Вот пояснения термина музыка в разных словарях:
Музыка - искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно искусство это в действии.
Музыка, греч. - 1) у др. греков "искусство муз", то есть искусство пения и пляски, позже совокупность всех изящных искусств, необходимых для гармонического развития духа, в противоположность гимнастике, искусству воспитания красивого тела. 2) Искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений с целью вызвать в слушателе соответствующие чувства и настроения. Главные элементы музыки: ритм, мелодия и гармония. Различают по содержанию музыку: церковную и светскую, по средствам исполнения: инструментальную и вокальную. Инструм. музыка делится на оркестровую и камерную, по роду инструментов на духовую и смычковую.
Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С др. разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени Музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе Музыки. Вместе с тем Музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества.
Музыка - искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека. Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.
Музыка - самое символические из всех искусств, так как оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительных образов. Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами. По словам философа Аттали, "музыка - это облеченные в звуки колебания и символы общества". В греческой мифологии слово "музыка" связана с музами - девятью дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Музы, за исключением Урании и Клио, связаны с пением, танцами и музыкой. Они воспевают подвиги богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает муз с магическим музыкантом Орфеем.
Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Дать исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (физически) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (духовые инструменты), мембраны - кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (как и ритмы) - явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Т.о., через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека.
Несколько терминов:
Музыковедение - область искусствознания; наука о музыке, изучающая закономерности, явления и процессы развития музыкального искусства. Отраслями музыковедения являются: теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика.
Теория музыки - наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со «строительными блоками» музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет обучения, цель которого - приобретение навыков, необходимых для исполнения и понимания музыки. Осн. категории теории музыки - мелодия, гармония, контрапункт (полифония), форма.
История музыки - отрасль музыковедения, имеющая своей целью воссоздание целостной картины развития музыкальной культуры. История музыки подразделяется: 1) на всеобщую историю музыки, охватывающую историю музыкальной культуры всех времен и народов; 2) на историю музыки отдельных народов и стран; 3) на историю жанров и форм музыки, видов исполнительского искусства, отдельных областей музыки.
Классическая музыка - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов (прошлого времени).
Музыкальные инструменты - по способу извлечения звука музыкальные инструменты относят к струнным, духовым, клавишным, ударным, электронным и пр. Согласно разработанной в начале 20 в. системе классификации Хорнбостеля-Закса музыкальные инструменты разделяют по двум основным признакам: источнику звука (мембрана, струна, столб воздуха и пр.) и способу извлечения звука (смычковые, щипковые, язычковые и пр.
Музыкальная энциклопедия - первая музыкальная энциклопедия была издана в 1732 в Германии под названием "Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека" И. Г. Вальтера. Там же с 1835 издавалась первая многотомная "Энциклопедия всей музыкальной науки, или Универсальный словарь музыки" Г. Шиллинга.
Труд Г. Менделя "Музыкальный разговорный словарь. Энциклопедия всей музыкальной науки..." (1870-79, 1883), сыгравший прогрессивную роль в становлении музыкальной лексикографии, положил начало современному этапу в развитии музыкальных энциклопедий.
В России первые опыты создания музыкально-энциклопедических справочников относятся к 19 в.: Л. А. Снегирёв "Ручная музыкальная книга" (1837, 1840) и П. Д. Перепелицын "Музыкальный словарь. Энциклопедический справочный сборник" (1884). В 1901-04 в Москве был издан отдельным выпуском в русском переводе под ред. Ю. Д. Энгеля "Музыкальный словарь" Х. Римана, дополненный многочисл. статьями по русской музыкальной культуре. В 1966 в СССР вышел 2-м изданием исправленный и дополненный "Энциклопедический музыкальный словарь" Б. С. Штейнпресса и И. М. Ямпольского (1959), включающий около 7 тыс. статей, а также в приложении музыкальные термины на иностранных языках (более 3 тыс.). В 1973 вышел 1-й том пятитомной "Музыкальной энциклопедии". Это первое советское научно-справочное издание по музыке значительного объёма.
В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.
a, à (фр. [а]) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
ab (нем. [аб]) — прочь, снять
abaisser (фр. [абэсэ́]) — понижать
a cappella [аккаппэ́лла] — а капелла, без инструментального сопровождения.
a capriccio [аккапри́ччо] — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
accelerando [аччелера́ндо] — постепенно ускоряя.
accentato [аччента́то] — с выделением, ударением.
acciaccatura [аччаккату́ра] — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
accompagnato [аккомпаньа́то] — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
adagietto [ададжье́тто] — довольно медленно
adagio [ада́джо] — медленно, спокойно.[1]
adagissimo [ададжи́ссимо] — очень медленно
ad libitum (лат. [ад ли́битум]) — по желанию исполнителя.
affettuoso [аффэттуо́зо] — нежно.
affrettando [аффрэтта́ндо] — с поспешностью.
agile [а́джиле] — мягко.
agitato [аджита́то] — оживлённо.
al, alla [аль, а́лля] — в стиле, наподобие.
alla breve [а́лля брэ́вэ] — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты.
alla marcia [а́лля ма́рча] — в стиле марша.
allargando [аллярга́ндо] — понемногу замедляясь.
allegretto [аллегрэ́тто] — умеренно скоро | оживлённо.
allegro [алле́гро] — скоро.
altissimo [альти́ссимо] — очень высоко.
amabile [ама́биле] — с любовью.
andante [анда́нтэ] — спокойно, не спеша.
andantino [анданти́но] — немного скорее, чем andante.
animato [анима́то] — живо.
a piacere [аппьяче́рэ] — указание исполнителю не придерживаться ритма строго.
appassionato [аппассьёна́то] — страстно.
appoggiatura [апподджату́ра] — форшлаг, занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
a prima vista [аппри́ма ви́ста] — с листа.
arpeggio [арпэ́дджо] — буквально «как арфа». Обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу.
arco [а́рко] — со смычком (в противоположность pizzicato).
assai [асса́й] — очень, весьма.
a tempo ... [аттэ́мпо] — в темпе ...
attacca [атта́кка] — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании.
barbaro [ба́рбаро] — варварски.
basso continuo [ба́ссо конти́нуо] — см. генерал-бас.
bellicoso [бэллико́зо] — воинственно.
ben [бэн] — хорошо.
bis [бис] — дважды, с начала.
bisbigliando [бизбильа́ндо] — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
bocca chiusa [бо́кка кью́за] — с закрытым ртом.
brillante [брилля́нтэ] — искромётно.
bruscamente [брускамэ́нтэ] — грубо.
calando [каля́ндо] — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
cantabile [канта́биле] — певуче.
capo [ка́по] — начало. См. da capo al Fine.
capriccioso [каприччо́зо] — капризно.
cesura [чезу́ра] или caesura — цезура, перерыв в звучании.
chiuso [кью́зо] — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
coda [ко́да] — кода, заключительная часть произведения.
col legno [коль ле́ньо] — «древком»; указание играть древком смычка.
coloratura [колёрату́ра] — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
col pugno [коль пу́ньо] — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
come prima [ко́мэ при́ма] — как ранее.
come sopra [ко́мэ со́пра] — в первоначальном темпе.
comodo [ко́модо] — «удобно»; на средней скорости.
con [кон] — с.
con amor [кон амо́р] — с любовью.
con brio [ком бри́о] — одухотворённо.
con fuoco [ком фуо́ко] — с огнём.
con moto [ком мо́то] — с движением, подвижно.
con slancio [кон зля́нчо] — с энтузиазмом.
con sordino [кон сорди́но] — с сурдиной.
coperti [копэ́рти] — указание приглушить ударный инструмент тканью.
crescendo [крэще́ндо] — постепенно увеличивая громкость.
da capo [дакка́по] — с начала.
da capo al Fine или D. C. al Fine [дакка́по аль фи́нэ] — с начала до слова Fine (конец).
deciso [дэчи́зо] — решительно.
decrescendo [дэкрэще́ндо], diminuendo [диминуэ́ндо] или dim. — с постепенно уменьшающейся громкостью.
delicatamente [дэликатамэ́нтэ] — деликатно.
dissonante [диссона́нтэ] — диссонанс.
divisi [диви́зи] (или div.) — раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами. Обратное указание — unisono.
devoto [дэво́то] — преданно.
dolce [до́льче] — нежно.
dolcissimo [дольчи́ссимо] — очень нежно.
dolente [доле́нтэ] — с болью.
doloroso [долоро́зо] — с болью.
D. S. al coda (dal segno al coda) [даль сэ́ньо аль ко́да] — c места, обозначенного знаком S, до коды.
D. S. al fine — (or dal segno al fine) [даль сэ́ньо аль фи́нэ] — c места, обозначенного знаком S, до конца.
enfatico [эмфа́тико] — с ударением.
eroico [эро́ико] — героически.
espirando [эспира́ндо] — затухая.
espressivo [эспрэсси́во] — выразительно, экспрессивно.
estinto [эсти́нто] — угасая.
facile [фа́чиле] — легко.
feroce [фэро́че] — свирепо.
fieramente [фьерамэ́нтэ] — гордо.
fine [фи́нэ] — конец.
flebile [фле́биле] — траурно.
focoso [фоко́зо] — страстно.
forte [фо́ртэ] (f) — громко. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости.
fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко.
forzando [форца́ндо] или fz — см. sforzando.
fresco [фрэ́ско] — свежо.
furioso [фурьёзо] — дико.
gaudioso [гаудьёзо] — радостно.
gentile [дженти́ле] — мягко.
giocoso [джоко́зо] — весело.
giusto [джу́сто] — строго, точно.
glissando [глисса́ндо] — глиссандо.
grandioso [грандьёзо] — величественно.
grave [гра́вэ] — тяжело, торжественно.
grazioso [грацьёзо] — грациозно.
gruppetto [группэ́тто] — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков.
imperioso [импэрьёзо] — повелительно.
impeto [и́мпэто], impetuoso [импэтуо́зо] — с натиском.
imponente [импонэ́нтэ] — решительно, выразительно.
improvisando [импровиза́ндо] — импровизируя.
in altissimo [ин альти́ссимо] — на октаву выше.
incalzando [инкальца́ндо] — ускоряясь и увеличивая громкость.
incrocriante [инкрокрия́нтэ] — указание исполнять пассаж через руку на арфе или фортепиано.
indeciso [индэчи́зо] — нерешительно, неопределённо.
in disparte [ин диспа́ртэ] — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
in distanza [ин диста́нца] (in lontananza [ин лёнтана́нца]) — в отдалении.
infurianto [имфурья́нто] — гневно.
in modo di ... [им мо́до ди ...] — в стиле ...
insensibile [инсэнси́биле] — «нечувствительно», указание изменять громкость или темп еле заметно.
intimo [и́нтимо] — глубоко.
iocoso [ёко́зо] — шутливо.
irato [ира́то] — рассерженно.
lacrimoso [лякримо́зо] — печально (буквально «слёзно»).
lamentando [лямэнта́ндо] — жалуясь.
lamentoso [лямэнто́зо] — траурно.
larghetto [ляргэ́тто] — довольно медленно | немного скорее, чем Largo.[1]
largo [ля́рго] — очень медленно | широко, протяжно.[1]
legato [лега́то] — «гладко»; соединяя один звук с другим.
leggiero [ледджье́ро] — легко.
lento [ле́нто] — медленно, протяжно.[1]
libero [ли́бэро] — свободно.
loco [лёко] — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va).
lugubre [люгу́брэ] — скорбно.
luminoso [люмино́зо] — светло.
lusingando [люзинга́ндо] — льстиво.
ma [ма] — но.
ma non troppo [ма нон тро́ппо] — но не слишком.
maestoso [маэсто́зо] — величественно.
magico [ма́джико] — волшебно.
magnifico [маньи́фико] — величаво.
malinconico [малинко́нико] — меланхолично.
mano destra [ма́но дэ́стра] — правой рукой (сокращение: MD).
mano sinistra [ма́но сини́стра] — левой рукой (сокращение: MS).
marcato [марка́то] — делать ударение на каждой ноте.
marcia [ма́рча] — марш; alla marcia означает «в стиле марша».
martellato [мартэлля́то] — подобно ударам молота.
marziale [марцья́ле] — воинственно.
melancolico [меланко́лико] — меланхолично.
meno [мэ́но] — менее.
mesto [мэ́сто] — печально.
mezza voce [мэ́ддза во́че] — вполголоса.
mezzo [мэ́ддзо] — «половина»; используется в сочетаниях (например, mf — mezzo forte — довольно громко).
mezzo forte [мэ́ддзо фо́ртэ] (mf) — довольно громко.
mezzo piano [мэ́ддзо пья́но] (mp) — довольно тихо.
mobile [мо́биле] — изгибчиво.
moderato [модэра́то] — умеренно.
modesto [модэ́сто] — скромно.
molto [мо́льто] — очень.
morendo [морэ́ндо] — «умирая», затихая.
mosso [мо́ссо] — движение,
naturale, nat. [натура́ле] — вернуться к первоначальному способу игры (используется для отмены пометок о способе игры).
nobile [но́биле] — благородно.
non troppo [нон тро́ппо] — не слишком
ossia [осси́а] — обозначает альтернативный вариант исполнения некоторой части произведения.
ostinato [остина́то] — короткий музыкальный рисунок, проходящий через всё произведение.
passionato [пассьёна́то] — страстно.
pesante [пэза́нтэ] — тяжело.
pianissimo [пьяни́ссимо] (pp) — очень тихо.
piano [пья́но] (p) — тихо. Повторениями (pp, ppp) обозначаются ещё меньшие громкости.
piacevole [пьяче́воле] — приятно.
piangevole [пьяндже́воле] — жалобно.
più [пью] — больше.
pizzicato [пиццика́то] — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн. Противоположная пометка — arco.
pochettino [покэтти́но] (poch) — довольно мало.
poco [по́ко] — немного.
poco a poco [по́ко аппо́ко] — мало-помалу, постепенно.
poi [пой] — тогда, затем.
portamento [портамэ́нто] — 1. Аналог glissando в вокальной музыке. 2. При игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato.
precipitato [прэчипита́то] — стремительно.
prestissimo [прэсти́ссимо] — очень быстро.
presto [прэ́сто] — быстро.
prima volta [при́ма во́льта] — «в первый раз»; указание играть каким-то образом в первом из двух повторений. См. вольта.
primo [при́мо] — первый.
più mosso [пью мо́ссо] — более подвижно.
quasi [ква́зи] — как бы, почти.
rallentando [раллента́ндо] (rall.) — замедляясь.
rapido [ра́пидо] — быстро.
religioso [рэлиджо́зо] — религиозно.
repente [рэпэ́нтэ] — внезапно.
risoluto [ризолю́то] — решительно.
ritardando [ритарда́ндо] (rit.) — замедляясь.
ritenuto [ритэну́то] (riten.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку).
rubato [руба́то] — указание вольно обращаться с темпом для выразительности.
scherzando [скэрца́ндо] — игриво.
scherzo [скэ́рцо] — шутка; см. скерцо.
secco [сэ́кко] — сухо.
semplice [сэ́мпличе] — просто.
sempre [сэ́мпрэ] — всегда, всё время; и далее.
senza [сэ́нца] — без.
senza sordino [сэ́нца сорди́но] — без сурдины.
serioso [сэрьёзо] — серьёзно.
sforzando [сфорца́ндо] или sfz — внезапное ударение на ноте.
silenzio [силе́нцьё] — тишина.
simile [си́миле] — так же.
smorzando [зморца́ндо] (или smorz.) — угасающе.
soave [соа́вэ] — гладко.
solo [со́лё] — «один»; см. соло.
sostenuto [состэну́то] — сдержанно.
sotto voce [со́тто во́че] — вполголоса.
spiritoso [спирито́зо] — одухотворённо.
staccato [стакка́то] — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой.
stanza [ста́нца] — куплет.
strepitoso [стрэпито́зо] — шумно.
stretto [стрэ́тто] — быстрее. См. также стретта.
stringendo [стриндже́ндо] — напористее, ускоряясь.
subito [су́бито] — внезапно.
sul ponticello [суль понтиче́ллё] — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
sul tasto [суль та́сто] — у грифа.
tempo [тэ́мпо] — темп.
teneramente [тэнэрамэ́нтэ] — нежно.
tenuto [тэну́то] — указание держать ноту чуть больше, чем обычно.
tremendo [трэмэ́ндо] — пугающе.
tremolo [трэ́моло] — тремоло, приём, когда один и тот же звук быстро многократно повторяется.
tre corde [трэ ко́рдэ] — буквально «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано.
troppo [тро́ппо] — слишком.
tutti [ту́тти] — тутти, все вместе.
una corda [у́на ко́рда] — буквально «одна струна»; указание нажать левую педаль фортепиано.
un poco [ум по́ко] — чуть-чуть.
unisono [уни́соно] (или unis) — в унисон. Противоположная пометка — divisi.
vibrato [вибра́то] — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука.
vigoroso [вигоро́зо] — {сильно, смело, бодро, энергично}.
vittorioso [витторьёзо] — победоносно.
vivace [вива́че] — довольно живо.
vivacissimo [вивачи́ссимо] — очень живо.
vivo [ви́во] — живо.
volante [воля́нтэ] — летающе.
V.S. (volti subito) [во́льти су́бито] — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах.
wolno [во́льно] — польское слово, означающее «свободно» или «медленно». Встречается в пьесе «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса. Очень редко встречающееся обозначение.[2]
zart (нем. [царт]) — нежно, слабо.
8va (ottava) [отта́ва] — исполнять на октаву выше.
8vb (ottava bassa) [отта́ва ба́сса] — исполнять на октаву ниже.
15va (quindicesima) [квиндиче́зима] — исполнять на две октавы выше.
15vb (quindicesima bassa) [квиндиче́зима ба́сса] — исполнять на две октавы ниже.